Миф о лабиринте
Миф (от греческого "мифос" - предание, сказание) ассоциируется прежде всего с такими словами как таинственный, загадочный, фантастический. Как правило, в мифе рассказывается какая-нибудь история с приключениями. В центре истории - человек и его отношения с богами, с титанами, со стихиями, с животными и т.д. Миф показывает, что с человеком происходит, если он думает так-то, чувствует так-то. Любой акт человека вызывает вполне определенную реакцию окружающего его мира, и с этим человеком что-то происходит, какие-то метаморфозы: или он становится равным богам, или превращается в свинью. Т.е. можно определить миф как информационную систему, содержащую знания о человеке, что ему необходимо делать в свой краткий миг на этой планете. Информация подобного рода - это назидания и наставления и вероятно это было бы скучно. Миф же - это увлекательная, захватывающая история. Поэтому возникает проблема: как можно считать эту информацию, дойти до глубины смыслов, значений мифа. И вообще, если это механизмы назидания и наставления, то как они работают в социуме и работают ли вообще? Попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к мифу о Лабиринте.
1. Происхождение и контексты значений мифа о Лабиринте. Основное ядро мифа.
"О происхождении Минотавра Аполлодор [N45а](1) рассказывает: сын Зевса и Европы, Минос, ради получения власти из рук богов просит Посейдона в знак этого выслать ему быка, чтобы он мог принести его в жертву. Однако этого быка, посланного Посейдоном из моря, Минос из-за его красоты, оставляет в своем стаде, а вместо него приносит в жертву другого быка, в наказание за это Посейдон делает быка безумным и заставляет жену Миноса Пасифаю, дочь Гелиоса и Персеиды, влюбиться в этого быка. От связи Пасифаи с этим быком и появляется Минотавр, получеловек, полу бык, которого, которого, согласно оракулу Минос заключает в лабиринт, построенный афинским художником Дедалом. Другая версия этого мифа, сохранившаяся в [Myth Vati 1.47; II120/cp. Lact. Plac Yn Stat Theb V 437] гласит, что Минос обращается со своей просьбой не к Посейдону, но к Зевсу, и быка посылает не Посейдон, но Зевс, причем этого разъяренного быка усмиряет Геракл и приводит его с Крита к Эфриефею, а мстящая Гераклу Гера переносит этого быка на Марафон, где его умерщвляет Тезей [N60е]". Минотавр появляется на свет с помощью Дедала - искусного мастера. Дедал помог Пасифае удовлетворить свою страсть с помощью приспособления - деревянной коровы, покрытой шкурой настоящего животного(2). Т.е. Минотавр, так же как и Лабиринт имеют отпечаток руки Мастера. На Минотавре та же "сделанность", что и на Лабиринте. Но, поскольку Минотавр есть дитя двух видов, "чудовище, напрасное смешение двух пород, наполовину бык и наполовину человек"(3), то надо полагать, - это существо, как и все искусственно сделанное, не приспособлено для жизни на земле, среди людей. Скорее всего оно было слабое и безобидное и страшное только с виду. Ведь Тезей убил его ударом кулака. "Тезей захватил Минотавра в самой крайней части Лабиринта и убил его ударом кулака" (4). Поэтому Минотавра необходимо было спрятать от людей, поместить его в комфортные условия. Дедал понимал это и построил Лабиринт - мифологический дворец для мифологического чудовища. Так как Минотавр является воплощением Неба и Подземелья одновременно, то и жилище для него должно иметь аналогичные структуры. "Минотавр - это и человек и бык одновременно, но это и внук Солнца, а может быть и сын Зевса-быка-неба, а и по имени он Астерий, что значит Звездный, но, может быть и Солнечный. Наконец, особенностью всего мифа о Минотавре является то, что он подземный житель. Представление о нем раз и навсегда связывается у всех именно с подземельем, подземным миром. Это значит, что он сам есть какая-то ипостась воплощения, или, вообще говоря, символ подземного мира. В образе Минотавра скрестились и отождествились небо, море, наземный и подземный мир."(5) Таким образом Дедалу предстояло построить дворец, имеющий аналогичную троичную структуру и совмещающий в себе качества Неба-Земли-Аида.
2. Некоторые описания Лабиринта.
Вот как описывает Лабиринт А.Ф. Лосев: "Лабиринт - это огромное здание, по преимуществу подземное, с массой внутренних дворов и целыми тысячами комнат, с бесконечно длинными, извилистыми коридорами, с мало доступным входом и трудно находимым выходом: построено оно для Миноса, который прятал туда Минотавра. Мотив запутанности ходов во всем этом образе наиболее основной, и он содержится почти в каждом античном тексте о лабиринте [напр. N59, 59а,в]. Мыслится Лабиринт, вообще говоря, под землей и погруженный в абсолютную тьму. Однако встречается понимание Лабиринта и как огромной пещеры [напр. 59а,в]. Софокл [насколько можно судить по AnadI2027Bekker] представлял себе Лабиринт какой-то постройкой без крыши: "необъятное (ahanes - "разверстое") то, что не имеет крыши или настила"(6). В текстах, описывающих Египетский и Кносский лабиринты, упоминается о наличии в них усыпальниц царей и храмов Солнца. "Внутри колонны из порфира, изображения богов, статуи царей, наводящие ужас образы. Большей частью дворцы эти расположены во мраке. Некоторые из дворцов так устроены, что когда раскрывают двери внутри, возникает страшный грохот. Лемноский лабиринт более известен 150 колоннами, которые при помощи колес были так ловко подвешены, что вращались от прикосновения ребенка."(7) Итак, лабиринт - это архитектурное сооружение, в три уровня: подземный (царство мертвых), земной, небесный. Для создания определенного психологического состояния у находящегося в лабиринте человека использовались различные эффекты: грохот открывающихся дверей, неожиданно падающие колонны и прочие страшилки.
3. Лабиринт как культовый танец.
Лабиринт также связывается и с орхестрой для танцев в Кносском дворце с нанесенными на ней лабиринтными линиями (Минотавр - Астерий - Звездный - линии лабиринта - линии Звезд, линии судьбы. Танцуя следуешь звездам), облегчавшими танцорам проявить их искусство. "...тот же Дедал научил Тезея и его спутников священному танцу, исполнявшемуся по расходящимся и круговым линиям, что имитировало странствование в лабиринте и освобождение после убийства Минотавра"(8). В текстах есть упоминание об этом танце, названного делосцами "журавль" (геранос).
"Те, кто на Крите избег ревущего дикого сына Пасифаи и мест извивного вкось Лабиринта, вкруг, владыка, твоих алтарей под звуки кифары танец вели круговой, и Тезей дирижировал хором."(9) [Calli, Hymn IV, 310-315]
Надо полагать, что "танец журавля" - психофизиологическая подготовка происхождения Лабиринта. Пройти ловушки Лабиринта мог только человек достаточно хорошо владеющий своим телом и психикой. "Танец журавля", как алгоритм Лабиринта, также должен иметь троичную структуру - Аид-Земля-Небо. Создать и обучить танцу мог только Дедал - искусный мастер-наставник.
4. Этимология слова "Лабиринт".
Лабиринт - храм Зевса Лабрандского на Крите, т.е. Labrynthios, поскольку основным символом и атрибутом этого Зевса является топор (по греч. - labrys)(10). Также слово "лабиринт" связывают с "ladyrinthos" от "большого кружения" входа в него в виду темноты и извилистости его путей, - в результате изменения звука "г" на "б". В этом значении слово лабиринт употребляется относительно запутанной речи, из которой никто не может выбраться(11). Лабиринт, как запутанная речь - это слово мастера наставника перед входом в лабиринт. Неважно, что он говорит, важно как.
5. Лабиринт как обряд инициации.
Ю.В. Андреев считает, что идейно-фигуративная схема лабиринта типологически близка, например, сказке "Мальчик с пальчик и его братья", или сказкам с похищениями в русской традиции(12). Эта необходимость прохождения, преодоления различных препятствий, встречи с чудовищами, с приведениями, великанами и т.д. Герой для того, чтобы вернуться домой, должен пройти "огонь воду и медные трубы". И он возвращается, но уже с приобретенными новыми качествами (Иван-дурак - Иван-царевич). Т.е., проходя через эти испытания в сказочных пространствах, герой приобретает качества этих пространств, их мудрость, если, конечно, остался в живых. Смерть там всегда самый живой и реальный персонаж. Тезей был "курос" - неженатый безбородый юноша. Он и его спутники перед входом в лабиринт получают наставления мастера Дедала. Это алгоритм Лабиринта - "танец Журавля" - танец судьбы.
В этом контексте Дедал близок Гермесу - вестнику богов, проводнику вереницы теней, покидающих Землю в поисках новой обители, возможно тоже временной, или вечной. Наличие "ключа" от Лабиринта, переданного мастером Тезею, присутствует информация о "нити Ариадны", или венце, сделанном из драгоценных камней и металлов Гефестом, с помощью свечения которого Тезей вышел из лабиринта(13). Сакральный "танец живых мертвецов" (отправляющихся в царство Аида) - "танец Журавля" имеет еще одно значение - священное самоубийство. "Полет мимо Белой скалы" (Сапфо совершила самоубийство полетом с Левказской скалы)(14).
Аналогичные схемы испытания существуют и у других народов. Например, у папуасов Новой Гвинеи кульминация инициации - мнимое пожирание подростков чудовищем, играющем в этой церемонии двоякую роль злобного демона смерти и благостного покровителя и опекуна молодежи, которая, пройдя через его утробу как бы погибает, но затем рождается для новой жизни в новом качестве(15).
В средневековом Китае монахи буддийских и даосских монастырей, пройдя курс обучения, должны были пройти через "галерею смерти" - лабиринт, оборудованный различными ловушками и вооруженными манекенами. Здесь было только два выхода: победа или смерть(16). Подобного рода практики имели основание в философии буддизма и даосизма. Вот как об этом пишет В.В. Малявин: "Подлинная жизнь оказывается чем-то превосходящим статистическую данность "жизни" как логической сущности, неким апофеозом, избытком животворящей силы жизни. И не случайно в "Ицзинь" реальность космического потока перемен определяется посредством удвоения понятия жизни, получая значение "животворения живого" ("шен-шен"). Между тем, такая жизнь не может не включать в себя свое отрицание, свою антитезу. И действительно, даосская формула гласит: "Животворящая жизнь - не жизнь." Жизнь, слитая с порождением, осуществляет себя в самоотдаче, в самоопределении. Даосское понимание жизни наследует архаической символике дара, как высшей ценности (в сущности, только жизнь и может стать даром). Было бы ошибкой думать, что речь идет о передаче чего-то от имущего к неимущему. В соответствии с принципом целостности афроим дарующий есть символ (именно: тайный опознавательный знак) жизни того, кто принимает. Дар жизни не означает накоплений: к подлинной жизни "ничего нельзя прибавить", - утверждает Чжуань-цзы. Напротив, он есть чистая трата, трата без расходования, удостоверяющая присутствие в обыденной жизни верховной жизненной силы. И не будет удивительным узнать, что истинная жизнь является через смерть, что она гнездится в том, кто "отрекается от жизни" и уподобился "остывшему пеплу", а идеальные люди древности, по Чжуань-цзы, "давали и ничего не требовали взамен". В трактате "Гуань-Инь-цзы" записано: "Умей прозреть семя духа и долго жить. Умей забыть семя духа и превзойти жизнь. Жить по даосски и значит жизнь превзойти.(17)" Таким образом идея Лабиринта прослеживается в других культурных традициях.
6. Правила прохождения Лабиринта.
Правила очень простые: надо идти только вперед, не спешить и не оглядываться. Вот как об этом у Сенеки: "Таким образом люди только удаляются от достижения той цели, к которой стремятся, и чем сильнее стремятся к ней, тем больше затрудняют себе путь и только идут назад. Так именно бывает с теми, кто торопится выйти из Лабиринта. Сама торопливость замедляет их.(18)" К. Кастанеда в книге "Сказки о силе" приводит красивую легенду об испытании воинов индейского племени Яки: "В тех случаях, когда член племени воинов совершал поступок, который, как считалось, шел против их законов, то его судьба решалась ими всеми. Обвиняемый должен был объяснить причины, по которым он сделал то, что сделал. Его товарищи должны были выслушать его, а затем они расходились, потому что находили его причины убедительными, или же они выстраивались со своим оружием на самом краю плоской горы, готовые привести в исполнение его смертный приговор, потому что они находили его причины неприемлемыми. В этом случае приговоренный воин должен попрощаться со своими старыми товарищами и его казнь начиналась. Приговоренный воин должен был начать спускаться по склону горы к деревьям. Его товарищи затем брали свое оружие и нацеливали на него. Если никто не стрелял, или, если воин пережив свои ранения, достигал края деревьев, он был свободен. Там было одно условие для этой ходьбы по краю деревьев. Воин должен был идти спокойно, ни на что не обращая внимания. Его шаги должны быть уверенными и твердыми. Его глаза должны были смотреть вперед спокойно. Он должен был спускаться не спотыкаясь, не оборачиваясь, чтобы посмотреть назад и, превыше всего, не пускаясь бежать.(19)"
7. Основные значения понятия "Лабиринт".
а) Лабиринт как архитектурное сооружение, имеющее трудно находимый вход и выход, запутанные переходы, погруженное во мрак. Имеет троичную структуру: Аид-Земля- Небо. Переходы и помещения Лабиринта наполнены ловушками и наводящими ужас образами.
б) Лабиринт как сакральный "танец Журавля", "танец живых мертвецов" (отправляющихся в загробный мир) - алгоритм прохождения Лабиринта. Одновременно - это техники сакрального самоубийства ("Полет с Белой Скалы"), если человек по какой-либо причине не хотел возвращаться.
в) Лабиринт как обряд инициации. Главное действующее лицо в Лабиринте - Смерть. Основное психологическое состояние - ужас. Лабиринт, заключающий в конечном ограниченном пространстве бесконечное или смерть, инструмент соединения трех миров. Блуждая по Лабиринту, даже если вы попали на тот же путь, вуаль (переход) - та же она номинально, ибо АЭА и поток времени уже другой. Движение в Лабиринте - модель бесконечного. Особое значение имеет наставление Мастера-учителя перед входом в Лабиринт. Неважно, что он говорит, скорее всего, его речь бессвязна и запутана. Главное то, в каком психологическом состоянии он это говорит - это ключ от Лабиринта.
8. Выводы.
Таким образом в мифе о Лабиринте закодирована информация об универсальном планетарном механизме, обеспечивающем расширение человеческого сознания в рамках триады Земля-Человек-Космос, и хранящемся в коллективной памяти человечества. Реализация этого механизма возможна на различных культурных уровнях и в любой форме.