... Широко распространилась практика "чистых бесед"(цинтань), воплотившая в себе лёгкую эстетику и магию культуры того времени(начало нашей эры). Это "чистые беседы"- беседы как бы ни о чём, без темы, без видимого смысла, но одновременно преисполненные метафизики того, что стоит за словом просветлённого человека. Это был особый тип передачи знания об истинном, исчерпание глубин смыслов, взаимообучение через непринуждённую лёгкость разговора.
Назывались они тогда "сокровенными беседами"(сюаньтань) или "беседами о сокровенном"(таньсюань). Два собеседника, обычно весьма оброазованные люди, садились за простой столик на горной террасе, откуда открывался восхитительный вид на потоки вод и могучее молчание гор, или в уединённой беседке в тиши леса и предавались "читстой беседе". Обсуждались лишь вещи "отдалённые", и очень часто темой бесед становились "Канон перемен", "Лао-цзы" либо "Чжуан Цзы". В неторопливой беседе велись речи о смысле пустотного и бесконечного, о взаимоотношениях сущности и функции, "корней и ветвей", бытия и небытия, природных свойств и судьбы человека.
Но, "чистая беседа", смысл которой стоял, конечно же, не в бессмысленных философствованиях, но в очищении разума, заканчивалась весьма неожиданно- собеседники замолкали. но сама беседа продолжалась- вне слов, как диалог душ, как вечное "духовное соприкосновение". Слова открывались в небытие, и истина открывалась человеку.
Традиция "чистых бесед", у истоков которой стояли ван Би, Хэ янь, Ся Хоусюань и другие мистики истощалась уже в 4-5 веках, когда ей на смену пришли буддийские проповеди. канона "чистых бесед" не существовало, всё зависело от напряжения и чистоты душ собеседников, их умения проникать в истинные смыслы древних изречений, и, вероятно, китайская культура не могла позволить столь долгого "перегрева" душ...
А.А. Маслов- Мистерия Дао